Новости сайта
16.09.2023
В разделе Хрестоматия книга А.Богатырева "Энциклопедия Эркюля Пуаро" (2021) и статьи А.Дойла "Психометрия и детективная работа" (1926), А.Вулиса "Приключенческая литература" (1986), З.Гиппиус "Авантюрный роман" (1931), М.Бобровой "Эдгар По" (1971), М. Слонима "Роман приключений" (1922) и "О детективном романе" (1943), В.Татаринова "Почему любят детективную литературу" (1930), В. Рудинского "Детективная литература в России" (1958), Э.Хоча "Как я придумал доктора Сэма Хоторна" (1995), П.Купершмит "Эдвард Хоч" и вышедшая без указания автора статья "Шерлок Холмс и его последователи" (1908).
В разделе English pages книги "Critical survey of mystery and detective fiction. Vol 1-5" (2008), M.Corvasce and J.Paglino "Modus operandi_A writers guide to how criminals work" (1995) и L.Panek and M.Bendel-Simso "The-essential-elements-of-the-detective-story. 1820-1891 (2017), а также статья M.Grost "Edward Hoch".
В разделе Дополнительная литература новые аннотации на работы А.Адамова, М.Веллера, П.Пильского, Л.Радзиховского, Б.Рзаева, Л.Рахманова, Н.Кнорринга, Ю.Каграманова, Л.Каганова, А.Богатырева, Н.Какабадзе, Л.Кассиля Н.Карпова, Г.Гуревича, О.Федуниной, Г.Ульмана и других авторов.
В разделе Свои работы повесть "С третьей попытки" (2022).
|
|
Теория литературы / поэтика Д - Р
Д. М.
Опыт литтературного словаря
Текст: [ PDF ]
Один из первых русских словарей такого рода, составленный Д.А.Милютиным (будущим военным министром) в возрасте 13-14 лет и изданный в 1831 году.
"Остроумие и замысловатость составляют одно из первых достоинств басни".
"ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ. Чтобы удержать и не охладить порывов воображения в уме поэта, позволяются ему некоторые отступления от обыкновенных Грамматических правил; сии отступления известны под именем Поэтической вольности (licentia poetica). Она позволяет сокращать слова, переменять оборот и расположение слов, и проч. Однакожь это вменяется в порок и должно их избегать; ибо неправильности сии вредят слуху и самое искусство Поэта делают подозрительным, ибо показывают, что стихи стоили ему труда".
Иван Давыдов
Чтения о словесности Курсы первый и второй
Текст: [ DJVU ]
Два тома, изданные в 1837 и 1838 году и объединенные в одну книгу. Особенное внимание автор уделяет искусству ораторского слова. Скан имеет некоторые дефекты, но текст книги пострадал не сильно.
"Какие же стихии красоты? - Если мы станем исследовать характер предметов, признаваемых всеми за прекрасные, будет ли это статуя, картина, симфония, поэма, здание; найдем, что все эти предметы тогда только изящны или прекрасны, когда представляют в совокупности порядок и движение. Те же самые стихии находим и в творениях природы, признаваемых за прекрасные. Смотря по преимуществу той или другой стихии, творения природы и искусства представляют нам различные степени изящного. В искусствах пластических господствует порядок, в искусствах же тонических преимуществует движение; потому что в первых изящное развивается в пространстве, во вторых во времени".
М. Далькевич
Жизнь и искусство
Текст: [ PDF ]
Пять очерков художника Мечислава Далькевича (1861 - 1941), до революции выступавшего и как художественный критик. Они были напечатаны в нескольких номерах журнала "Наука и жизнь" в 1905 году, и в целом составляют небольшую по объему книгу.
"…не красота, а сила и полнота ощущений, вызываемых органически присущей человеку способностью воспроизведения и потребностью творчества в свою очередь вызвали к жизни искусство и поддерживали его дальнейшую жизнь и развитие…"
Н. Г. Дебольский
Понятие красоты
Текст: [ PDF ]
Статья, опубликованная в 1898 году в "Журнале Министерства народного просвещения". С формулировками автора трудно спорить (возможно, некоторые из них и бесспорны), но к ясности в понимании проблемы они не приводят, и после прочтения статьи сущность красоты остается по-прежнему загадочной.
"…эстетика есть первая часть философии природы… Сущность природы, открывающаяся чрез любовное созерцательное в нее погружение, и дана нам в красоте, а наука, имеющая это погружение предметом своего познания и размышления, есть эстетика".
Н. Г. Дебольский
Об эстетическом идеале
Текст: [ DJVU ]
Статья 1900 года, являющаяся продолжением и развитием более ранней работы автора "Понятие красоты" и не менее туманная, нежели первая.
Н. Г. Дебольский
Об эстетическом образовании
Текст: [ PDF ]
"Что красота претерпевает искажение в тех случаях, когда ей навязывают извне требования истины и добра, видно из следующих соображений. Прекрасное есть воспринимаемый или воображаемый образ. Если, не довольствуясь теми истиной и добром, которые необходимо присущи этому образу, как таковому, ему навязывают еще иные атрибуты истинного и доброго, то это можно сделать, лишь выходя за его пределы, как образа, путем рассудочным (рефлективным), подчинив, например, самую композицию произведения целям доказательства или поучительности, или же (что можно сделать, конечно, лишь в искусстве словесном), присовокупляя к описанию и повествованию элементы рассуждения и поучения. В первом случае в образе или отсекаются некоторые его черты, которые иначе оставались бы в нем, т.-е. образ становится менее жизнен и содержателен, или же прибавляются такие черты, которые определяются не интересами образа, а интересами доказательства и поучения; во втором случае вводятся прибавки, которые, при всей своей возможной мыслительной или моральной ценности, не имеют художественного достоинства. И так, в том и в другом случае неизбежно получается эстетический ущерб. Нет надобности подтверждать сказанное примерами произведений маловажных; но довольно посмотреть на то, какими эстетическими ущербами отзывается такая тенденциозность на творениях художников выдающихся, нередко великих. Если мы сравним целостные и полные жизни образы 'Детства и отрочества' с односторонними и ходульными действующими лицами 'Воскресенья', то нам станет ясно различие чистого, свободного художественного творчества от сочинения с целью доказательства".
Я. Денисов
Основания метрики у древних греков и римлян
Текст: [ DJVU ]
Самый, пожалуй, известный из учебников античной метрики, в котором предмет излагается последовательно, подробно и внятно.
Г. С. Дестунис
Очерки греческой загадки с древних времен до новых
Текст: [ DJVU ]
Статья, напечатанная в "Журнале Министерства народного просвещения" (1890). Из многочисленных примеров, приводимых автором, хорошо видна диалектическая природа жанра загадки.
"К числу древних загадок, как мы постараемся доказать, принадлежит и загадка о евнухе: 'Мужчина не мужчина бросил камнем не камнем, в птицу не птицу, что сидела на дереве не дереве'. Опять отрицание того, что было прежде утверждено; цель этого отрицания - затруднить отгадывающего. Быть может, сюда относится и то противоречие, которое мы заметили в загадке Клеовула о годе".
Дени Дидро
Философские исследования о происхождении и природе прекрасного
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Статья из "Энциклопедии", дающая определение понятия прекрасное. Однако смысл этого определения не вполне ясен, и оно не оказало практически никакого влияния на дальнейшие рассуждения об этом предмете.
"Итак, я называю прекрасным вне меня все, что содержит в себе нечто способное пробудить в моем уме идею отношений, а прекрасным по отношению ко мне - все, пробуждающее эту идею".
"Как это может быть, что почти все люди единодушно признают существование прекрасного и что так много лиц живо ощущают его, а между тем лишь немногие знают, в чем оно состоит?"
Донгак С. Б.
Обманутое ожидание как стилистическая проблема (к постановке вопроса)
Текст: [ PDF ]
В своей статье автор на лингвистическом материале рассматривает прием "обманутого ожидания", основанный, как она считает, на нарушении предсказуемости и, соответственно, уменьшении монотонности (увеличении информативности сообщения). К сожалению, за пределами ее внимания остается работа Л.Мазеля "О следовании инерции восприятия и ее нарушении" (1972), в которой этот общеэстетический феномен был исследован более полно и глубоко.
"…в данной статье предпринята попытка обзора имеющихся в лингвистической науке работ, так или иначе затрагивающих тему обманутого ожидания. Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о сложности и объемности данного явления".
Н. В. Досекин
Экскурсия в область эстетики
Текст: [ PDF ]
Толковая и яркая статья из журнала "Артист" (1893), в которой автор - известный в то время художник - излагает свое впечатление от знакомства с имевшейся в те годы литературой по вопросам эстетики.
"…если человек не способен довольствоваться устройством в голове своей небольшой переносной библиотеки кратких конспектов прочитанных книг, то ему в большинстве случаев представится на выбор одно из двух: или отложить все книги в сторону и простодушно принимать предлагаемые искусством наслаждения, не подвергая их анализу, или же избрав кого-либо одного из мыслителей, трактующих об искусстве, проникнуться его взглядами и заимствовать у него необходимые мерки для сужденья".
"Мудрец отмечен от глупца
Тем, что он мыслит до конца.
Так говорит Люций в поэме Майкова, - и он совершенно прав. Но ведь нельзя мыслить ни о чем, и если то, о чем предстоит мыслить до конца, заключает главным образом элемент чувства, то мудрецу нашему необходимо прежде, чем начать это занятие, суметь прочувствовать до конца, иначе же ему ни в коем случае не придется свести концы с концами".
"…при некотором старании поместить Венеру Милосскую в мир платоновских идей для нас еще возможно, но как дело коснется унтер-офицерской вдовы Пошлепкиной, то водворить ее туда наши усилия оказываются совершенно бесплодными. Едва ли с этой особой справился и сам Шопенгауер".
Н. В. Досекин
Чего не достает нашей живописи? (К вопросу об учении в живописи)
Текст: [ PDF ]
Статья, напечатанная в 1893 году в журнале "Артист".
"Зрителем может быть назван только тот, кто смотрит на картину в силу внутреннего побуждения, и вот если такой-то зритель не замечает тех достоинств, которыми восхищаются в какой-либо картине знатоки и художники, то это означает всего чаще вовсе не тупость или безвкусность его, а недовыраженность этих достоинств".
Н. В. Досекин
О рассказе в живописи
Текст: [ PDF ]
Статья из журнала "Артист" за 1894 год.
"В литературе существует и существовал давно особый род произведений, где не психология, а именно внешняя связь происшествий имеет исключительное первенство это так называемые сенсационные романы. Смысл их существования объясняется вовсе не художественными потребностями человека, а чувством любопытства, особой склонностью людей тешить свою фантазию различными вопросами, загадками, неожиданностями. По существу, это игра чисто нервных настроений, и самые произведения отвечают лишь самому низшему требованию от произведений искусства слова - занимательности. Когда мы бываем в настроении, неспособном вынести ничего серьезного, от скуки мы иногда читаем эти романы, но раз вся цепь событий узнана, весь интерес и всякая ценность их исчезает".
"Замысел 'рассказа' в картине обличает в живописце недостаток внутреннего сознания законов его искусства".
"У нас крайне редко можно встретить человека, который умел бы подходить к картине с намерением оценить художественные элементы, данные художником; в огромном большинстве случаев оценка производится сопоставлением требований, которые возникают в зрителе при чтении названия картины, с изображенным в ней. Если к понятию 'бессмыслие' возможен эпитет 'глубокое', то этот прием являет собой один из самых глубоко-бессмысленных приемов".
Дьёрдь Доци
Гармония линий: Законы пропорции и совершенства
Текст: [ PDF ]
Еще одна относительно недавно (2009) вышедшая книга о золотой пропорции. Со множеством формул, чертежей и красочных картинок. Автор находит "динергические" (слово, придуманное им самим) структуры во всем, что попадает в поле его зрения. Главное при чтении - не воспринимать каждую фразу автора как научное утверждение.
"Причина нашего восхищения так называемыми "первобытными" культурами, похоже, кроется в стремлении обрести утраченное динергическое единство с природой, которое мы ощущали в те времена, когда сами были "первобытными"".
А. С. Дриккер
"Энергетика" художественного воздействия
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Речь в статье идет о важной и до сих пор не поддающейся решению проблеме: почему восприятие произведений искусства - явно вымышленных и не имеющих непосредственного отношения к нашей жизни объектов - сопровождается интенсивными, а подчас и бурными, эмоциями?
"Чтобы понять, как произведение искусства - книжный томик или прямоугольник живописного полотна - погружает зрителя… в полностью вымышленный, но переполненный чувствами мир, вызывая у него реальные сильнейшие переживания, попытаемся проанализировать процесс художественного воздействия с позиций информационных".
"…в основе эстетического переживания, которое порождается повторами форм, звуков, лежат органические склонности душевного аппарата, воспоминания, обращения к древнейшим ритмам психомоторной области, связанным со становлением жизни".
Александр Евлахов
Введение в философию художественного творчества
Текст:
Том 1: [ PDF ]
Том 2: [ PDF ]
Фундаментальный трехтомный труд, написанный и опубликованный в начале ХХ века, но не оказавший, по всей видимости, заметного влияния на отечественную науку о литературе. Автор подробнейшим образом разбирает высказанные за две тысячи лет мысли о задачах истории литературы, ее предмете и методах, приводя множество обширных цитат из обсуждаемых трудов. К сожалению, в интернете не удалось найти скан третьего тома этого "Введения".
Н. П. Евстафьева
Новелла и рассказ - ведущие жанровые формы в книге И. А. Бунина "Темные аллеи" NEW
Текст: [ DJVU ]
Статья из сборника "Вопросы русской литературы", вып. 47 (Львов, 1986).
"...в качестве ведущих типологических признаков новеллы мы выделяем следующие. Во-первых, ограниченность пространственно-временной организации произведения одним, но в психологическом отношении решающим судьбу героя событием; во-вторых, напряженное и динамичное развитие действия и, в-третьих, наличие в сюжете так называемого переломного момента (пуанта), заставляющего по-новому осмыслит все предшествующее повествование".
П. Ершов, Е. Русакова, П. Симонов
Самая верная проба души NEW
Текст: [ DJVU ]
Большая статья из журнала "Наука и жизнь" (1982, № 8). Не слишком убедительная попытка связать возникновение смеха (реакции на комическое) с информационной теорией эмоций П.В.Симонова. Но даже не соглашаясь со взглядами авторов на проблему, имеет смысл познакомиться с их рассуждениями.
"Все известные нам анекдоты, изобретенные человечеством на протяжении столетий, состоят минимум из двух частей. Первая часть формирует у слушателя некий ложный прогноз, а когда слушатель уверует в эту ложную версию, ему преподносят неожиданную концовку".
"...самое очевидное условие возникновения смеха - это его полная непроизвольность. ...Зарождение смеха - явление неосознаваемое, интуитивное. Смех возникает, как взрыв".
В. М. Жирмунский
Мелодика стиха (По поводу книги Б. М. Эйхенбаума "Мелодика стиха", Пб., 1922)
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Большая статья теоретического характера, в которой автор полемизирует с основными тезисами книги Б.М.Эйхенбаума.
"…разногласия, здесь указанные, отчасти принципиального характера и коренятся в общих эстетических проблемах... В книге Б.М.Эйхенбаума так называемый формальный метод в своем крайнем выражении делает попытку устранить при изучении поэтического стиля вопрос о художественно-психологическом единстве, формирующем произведение искусства…"
"…песенная лирика… воздействует на слушателя не звуками как таковыми, а звучащими словами, т.е. звуками, связанными со значением; и в песенной лирике волнует нас и вызывает лирическое "настроение" именно эмоционально окрашенная речь, логически неопределенная, затуманенная, таинственная и суггестивная, в которой звучание окрашено определенным психическим тоном… Только этот психический элемент и делает звуки нашей речи художественно осмысленным и эстетически-ценностным фактом, а не реализация той или иной отвлеченной формальной "системы интонирования", хотя бы построенной на параллелизме, повторении и кадансировании…"
В. М. Жирмунский
К вопросу о формальном методе Предисловие к русскому переводу книги О.Вальцеля "Проблема формы в поэзии"
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
"В поэзии, как в искусстве предметном, тематическом, нет чистого музыкального ритма и мелодии. Скользящие тона гласных с неопределенными интервалами и негармоничные шумы согласных являются неподходящим материалом для строго формальной музыкальной композиции, а неопределенная длительность слогов и неравная сила ударений препятствуют безусловному осуществлению ритмического принципа. … отягченные значением звуки человеческой речи, как и линии портрета, осуществляют определенное тематическое задание; в связи с этим композиция поэтического произведения определяется в значительной степени вещественным, предметным, смысловым единством".
В. М. Жирмунский
Вокруг "Поэтики" Опояза
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Рецензия на знаменитый опоязовский сборник 1919 года, в которой Жирмунский солидаризируется с большинством программных утверждений авторов "Поэтики", но при этом расставляет в них свои акценты. Статья предваряется вступительными замечаниями В.Широнина.
"…Шкловский предлагает рассматривать сюжет не с обычной точки зрения его бытового или психологического наполнения, а с точки зрения имманентно-художественной. С методологической стороны это очень плодотворный подход…"
"Дальнейший опыт в этом направлении ведет к учению, согласно которому в различные эпохи в том же произведении разные элементы могут выступать в роли доминанты, т.е. приобретать "конструктивное" значение. …Иными словами: художественное произведение "строит" не автор, а читатель, и историческая поэтика, как учение о смене литературных форм и стилей, заменяется историей критики и читательских вкусов".
В. Жирмунский
Композиция лирических стихотворений
Текст: [ PDF ]
Книга, вышедшая в издательстве "ОПОЯЗ" в 1921 году.
"Первоначальными факторами композиции в стихотворении мы считаем ритм и синтаксис. В этом смысле в дальнейшем нам придется неоднократно ссылаться на интересные работы О.М.Брика ('Звуковые повторы', в сборнике 'Поэтика', и 'О ритмико-синтаксических фигурах' - доклад, читанный в 'Обществе изучения поэтического языка' и, к сожалению, еще не напечатанный); с автором этих работ мы сходимся в признании параллелизма явлений ритма и синтаксиса и принимаем терминологию, предложенную им для изучения звуковых повторов и их роли в стихе".
В. М. Жирмунский
Теория литературы. Поэтика. Стилистика
Текст: [ DJVU ]
Посмертно изданный том "Избранных трудов" академика Жирмунского (Л.: Наука, 1977), в который вошли мелкие работы по поэтике и литературоведческие статьи.
"Поскольку материалом поэзии является слово, в основу систематического построения поэтики должна быть положена классификация фактов языка, которую дает нам лингвистика. Каждый из этих фактов, подчиненный художественному заданию, становится тем самым поэтическим приемом. Таким образом, каждой главе науки о языке должна соответствовать особая глава теоретической поэтики". [Из работы 1919 года "Задачи поэтики"]
В. М. Жирмунский
О некоторых проблемах теории тюркского народного стиха
Текст: [ PDF ]
Напечатанная в журнале "Вопросы языкознания" в 1968 году статья, в которой затрагиваются некоторые общие вопросы стиховедения. Скан невысокого качества, но все же пригодный для чтения.
"...c точки зрения как генетической, так и функциональной, звуковой повтор (аллитерация или рифма) может рассматриваться как эквивалент или замена (своего рода рудимент) словесного повторения"
В. Жирмунский
Задачи поэтики
Текст: [ PDF ]
Статья, напечатанная в сборнике "Задачи и методы изучения искусств" (1924). Как пример решения описываемых в статье "задач поэтики" (с особым подчеркиванием категории стиль), Жирмунский разбирает конструкцию стихотворения Пушкина 'Для берегов отчизны дальной…'" и отрывок из тургеневской прозы. Текст работы взят с сайта "Язык вещей".
"Существует также чисто-эстетическая проза, в которой композиционно-стилистические арабески, приемы словесного 'сказа', иногда - эмбриональные формы ритмического членения, вытесняют элементы сюжета, от слова независимого (в разной степени - у Гоголя. Лескова или Ремизова, Андрея Белого). Однако, именно на фоне этих примеров особенно отчетливо выделяются тание образцы современного романа (Стендаль, Толстой), в которых слово является в художественном отношении нейтральной средой или системой обозначений, сходных с словоупотреблением практической речи и вводящих нас в отвлеченное от слова движение тематических элементов".
В. Жирмунский
Рифма, ее история и теория
Текст: [ DJVU ]
Книга, вышедшая в Петрограде в 1923 году в издательстве "Academia" (серия "Вопросы поэтики", Вып. III).
"…существенным признаком большей или меньшей звучности стихотворения является рифмовой коэффициент, под которым я понимаю отношение рифмующей части стиха к остальной его части. …Более короткие размеры являются, тем самым, более звучными. Поэты-романтики, в погоне за звуковым воздействием по преимуществу, охотно пользуются короткими размерами: при этом характерным признаком напевного 'музыкального' воздействия является затемнение смысловой стороны стихотворения, вещественного значения слов, и повышние общей эмоциональной окраски".
В. Жирмунский
Стихосложение
Текст: [ PDF ]
Статья из Энциклопедического словаря Гранат (седьмое издание, том 41, часть 4), выходившего уже в советское время (год издания в книге не указан; вероятно, 1926). Никаких откровений статья не содержит и выдержана в строго нейтральном ("энциклопедическом") стиле. Список литературы очень краток.
В. Жирмунский
Стилистика Статья из Энциклопедического словаря Гранат
Текст: [ PDF ]
Статья 1926 года.
В. Жирмунский
Вопросы теории литературы Статьи 1916 - 1926
Текст: [ PDF ]
Полный текст книги, вышедшей в 1928 году под грифом Института истории искусств. Основные части этой книги, посвященные проблемам поэтики, уже представлены на сайте, однако другое их издание также не помешает. А кроме того, особый интерес представляет авторское предисловие к книге.
"В настоящее время т. н. 'формальный метод' уже становится достоянием истории и историографии. Это дает мне право предпослать сборнику статей по вопросам теоретической поэтики небольшую историческую справку, объясняющую мое отношение к этим вопросам".
В. Жирмунский
О ритмической прозе
Текст: [ PDF ]
Статья, появившаяся в 1966 году в журнале Русская литература (№ 4).
"…я полагаю, что в ритмической прозе, по сравнению с естественной, возможно, но не обязательно некоторое среднестатистическое 'выравнивание' и числа слогов, и числа ударений, пределы которого требуют дальнейшего статистического изучения; однако выравнивание это является лишь некоторым дополнительным, скорее негативным, а не конструктивным признаком ее ритмической структуры".
В. Жирмунский
Стихосложение Маяковского
Текст: [ PDF ]
Статья из журнала Русская литература (1964, № 4).
"…в одном знаменательном случае - теории русского народного стиха - современные 'открытия' оказались предвосхищенными уже в начале XIX века в выдающейся книге А.X.Востокова 'Опыт о русском стихосложении'. Выступая как исследователь и пропагандист русского народного стиха, который он называет 'тоническим' (мы назвали бы его в современной терминологии 'чисто-тоническим'), Востоков указывает, что в этом стихе 'метр определяется числом ударений в стихе при переменном числе неударных слогов'".
В. Жирмунский
Теория стиха
Текст: [ DJVU ]
Толстая (почти 700 страниц) книга, изданная в 1975 году. В нее были собраны работы по стиховедению, написанные автором в двадцатые годы и до сих пор сохраняющие свое основополагающее значение.
Из послесловия В. Холшевникова: "...есть работы, ценность которых от времени не тускнеет... ...Это те труды, в которых изучаются фундаментальные теоретические основы науки, прослеживаются главные закономерности исторического развития анализируемого явления. К числу таких относятся названные книги В.М.Жирмунского".
В приложении: первое издание "Введения в метрику" (1925): [ DJVU ]
В. М. Жирмунский
Введение в литературоведение
Текст: [ DJVU ]
Книга, изданная в 1996 году, была составлена на основе стенограмм лекций, которые автор читал в 40-е - 50-е годы.
Из аннотации: "В.М.Жирмунский (1891 - 1971), выдающийся филолог, академик АН СССР, в лекциях, читанных в Ленинградском университете несколько десятилетий назад подытожил многие свои оригинальные наблюдения в области теории и практики стиха; большое внимание в лекциях уделено изучению биографии писателя, литературно-критических оценок творчества писателей их современниками, научной библиографии и другим вопросам".
П. Житецкий
Теория поэзии
Текст: [ DJVU ]
Книга, вышедшая в 1898 году. В предисловии автор старается обосновать включение в свой учебник обширнейшего историко-литературного материала и разборов конкретных произведений:
"Читатели этой книги могут сказать, зачем введен в нее методологический элемент в виде анализа поэтических произведений? Найдутся, может быть, и такие, которые усумнятся в необходимости историко-литературных сведений, сообщаемых в ней. К сомнению этому подает повод самое заглавие книги 'Теория поэзии' - теория, а не история ее.
В ответ на эти и подобные замечания мы можем сказать только, что есть всякие теории - те, которые извлекаются из фактов, и те, под которые подгоняются факты. Мы предпочитаем первые последним…"
А. Жовтис
Ритм и смысл
Текст: [ PDF ]
Опубликованная в журнале Русская литература (1964, № 1) содержательная рецензия на книгу С.Шервинского "Ритм и смысл" (текст этой книги см. в нашем разделе Теория литературы/Поэтика).
"Мысли Шервинского не стали предметом особого внимания критиков. Небольшую заметку под заголовком 'Странная теория' посвятил его работе А.Квятковский ('Вопросы литературы', 1962, № 8), целиком зачеркнувший книгу 'Ритм и смысл'. Мне хочется вернуться к затронутым А.Квятковским проблемам. Было бы очень досадно, если бы высказанное уважаемым ученым мнение стало 'истиной в последней инстанции'".
А. Л. Жовтис
В рассыпанном строю... (Графика современного русского стиха)
Текст: [ PDF ]
Интересная статья из журнала Русская литература (1968, № 1) на тему, редко затрагиваемую в стиховедческих работах.
"В стихотворении 12 строк с перекрестной рифмовкой. …Благодаря столбику графических строк здесь насчитывается 30. Чем обусловлена такая разбивка? В основе ее лежит прежде всего (если не исключительно) характер самого переживания и стремление автора уточнить, задать читателю интонацию с помощью не только синтаксиса или метра, но и графики.Маяковский использует то обстоятельство, что конец стиха обычно воспринимался как знак остановки голоса. Конечно, строка здесь мнимая, но читательская привычка, имеющая под собой глубокие корни, 'срабатывает' безотказно".
А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов
От авторов.
Из книги "Работы по поэтике выразительности"
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Вводная статья, в которой авторы раскрывают историю возникновения "поэтики выразительности" и идейные истоки работ, создававшихся на протяжении 20 лет и помещенных в данной книге. В их числе и статья Ю.Щеглова "К описанию структуры детективной новеллы" (1968), размещенная на нашем сайте (в разделе Хрестоматия). Как пишут авторы, развиваемая ими поэтика основывалась, в значительной степени, на работах С.М.Эйзенштейна и эстетических идеях Л.А.Мазеля.
"Целью поэтики, разрабатывавшейся соавторами, стало изучение средств, с помощью которых совокупность "внешних знаков" приобретает способность заражать их получателя заданными чувствами, идеями и отношениями к действительности. Мы предположили, что логика такого заражения должна быть универсальной, т. е. состоять из неких типовых понятий или операций, к которым на определенном уровне можно было бы нетривиальным образом свести любое произведение любого автора. Другими словами, задача состояла в построении метаязыка для описания выразительной структуры художественных произведений".
"...в очень широком круге случаев проблема из традиционно туманной области "искусствоведения" поддавалась конечному, логически ясному решению, наподобие арифметических и технических задач. Более того: выяснялось, что каждый раз анализируемое произведение, каким бы простым оно ни было... основано на неком - пусть скромном - изобретении..."
А.Жолковский, Ю.Щеглов
Структурная поэтика - порождающая поэтика
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Программная статья, появившаяся в журнале "Вопросы литературы" в 1967 году. В ней авторы описывают достижения структурной поэтики в работах Шкловского, Проппа и Эйзенштейна и предлагают свою версию этого научного направления. Предлагаемая ими "порождающая поэтика" исходит из понимания литературного произведения как "художественной машины", сконструированной так, чтобы максимально эффективно внушить читателю "тему" этого произведения.
"Образное воплощение темы основано на многосторонности предметов, взятых вне искусства, и сводится к задаче "выискать" для каждого факта такое сцепление его элементов, которое, сохраняя самый факт, содержало бы одновременно и некую фигуру, навязывающую зрителю отношение автора к этому факту".
"…некоторые тенденции структурной и семиотической мысли в поэтике дают резонный повод для сарказмов. Применение всей гаммы "современных" понятий, начиная от "знака" и "молекулярного уровня" и кончая "глобальной моделью", "моделирующей системой" и "семиотическими экспериментами", часто не идет дальше более или менее хитроумной транслитерации банальных или приблизительных представлений".
Евгений Замятин
Лекции по технике художественной прозы
Текст: [ PDF ]
Записи лекций, прочитанных писателем в начале 20-х годов в студии Дома искусств и перед другими аудиториями. Собраны полностью и напечатаны они были в пятитомном Собрании сочинений Замятина (М., 2011). Интересно, что среди тем, которые выбрал писатель-прозаик, есть не только "О сюжете и фабуле", но и "О ритме в прозе", и даже "Инструментовка".
"Инструментовка целых фраз на определенные звуки или сочетания звуков - преследует уже не цели гармонические, или вернее, не столько цели гармонические, цели придания благозвучия - сколько цели изобразительные.
Всякий звук человеческого слова, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы подобно Бальмонту приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение. Но если не количество, то качество есть у каждого звука".
А. Зарецкий
Ритм и смысл в художественных системах
Текст: [ PDF ]
Статья из второго выпуска "Трудов по знаковым системам". Автор, пытаясь ответить на вопрос о механике, связывающей наличие ритмических структур в тексте с неким интуитивно ощутимым "прирастанием смысла" этого текста, обращается к модным в то время кибернетическим понятиям, главным образом, к понятию "информации". К сожалению, попытка эта сводится к многократному (в несколько подходов) повторению неоспоримого тезиса о том, что
"Ритмическое ожидание производится специфической (а не среднеречевой) избыточностью ритмического ряда"
или
"Несемантический ритмический ряд воздействует уже самим фактом своего существования, фактом совершившегося исчерпания энтропии",
но внятного ответа на поставленный вопрос: чем и как воздействует ритмический ряд на смысл воспринимаемого текста, автор так и не дает.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX веков Трактаты, статьи, эссе
Текст: [ PDF ]
Хрестоматия, появившаяся в 1987 году, в которой были собраны работы Тэна, Дильтея, Элиота, Юнга, Хайдеггера, Сартра, Барта и других авторов, на которых советская официальная наука в предшествующий период смотрела с некоторым подозрением.
"Конечно, фонетическая, интонационная и ритмическая игра пронизывает всю поэзию вплоть до поэтической прозы, но этот аспект поэзии явно менее пригоден для обоснования начал поэтики, чем фонетика - для обоснования начал грамматики. Попытки выявить физиологические сопутствующие признаки высших поэтических процессов, предпринимавшиеся, например, французами в их теориях галлюцинации, представляются нам пока безрезультатными. Словом, в поэтике едва ли удастся достичь столь же успешных результатов, как в грамматике, если, подражая этой, последней, мы остановимся на внешнем эмпирическом наблюдении и взаимном прояснении параллельных рядов причинных связей, на обобщении методом сравнения и на физиологическом обосновании".
Звуковая организация текста Статья из энциклопедии "Кругосвет"
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
"Звуковое сходство слов вызывает их смысловое сближение - так обнажается внутренняя форма образа. Становится возможным говорить о "поэтической этимологии", когда в близкозвучных словах вычленяется своеобразный "квазикорень" (или "квазиморф", "субморф"), значение которого образуется в результате взаимопроникновения смыслов корней, звуки которых взаимно притягиваются в тексте".
Зубов В. П.
Рецензии на книги М. Гика и Д. Хэмбиджа
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Две рецензии видного отечественного философа и искусствоведа на книги М.Гика "Эстетика пропорций в природе и искусстве" и Д.Хэмбиджа "Динамическая симметрия в архитектуре", в которых выразилось его скептическое отношение к трудам, пропагандирующим роль "золотой пропорции" в изобразительном искусстве и архитектуре. Рецензии были напечатаны в журнале "Архитектура СССР" в 1937 году.
"Итак, если книга может представлять какой-либо интерес, то не своим методом и не своими 'теориями', а содержащимся в ней фактическим материалом. Есть ли, однако, в книге материал, самостоятельно обработанный автором? В подавляющей массе фактический материал - чужой и заимствованный из сочинений Лунда, Хэмбиджа, Кука и др. Причем подан он так, будто сделано все возможное, чтобы затруднить пользование им".
Вячеслав Иванов
К проблеме звукообраза у Пушкина
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
"…корни… лежат глубже, в первоначальном импульсе к созданию неизменной и магически-действенной, не благозвучием (в нашем смысле), а нерасторжимым созвучием связанной, и связующей волю богов и людей словесной формулы…"
"'Образами мыслит поэт', - говорили нам; прежде всего он мыслит - звуками".
Вячеслав Иванов
О новейших теоретических исканиях в области художественного слова
Текст: [ DOC ] [ ZIP ]
Опубликованный в 1922 году критический обзор работ А.Белого, В.Брюсова, В.Шкловского, Л.Якубинского, М.Гершензона. Статью предваряет вступительная заметка И.Широнина.
"Авторам "Поэтики" удалось, по-видимому, внести в доктрину Потебни полезные коррективы, клонящиеся к освобождению ее от рационалистических примесей… Но Потебня остается неуязвим в своем анализе природы слова и в утверждении языкотворческого символизма. И если он не учел в должной мере звукового жеста, игравшего (прибавим от себя), вместе с ритмом, важнейшую роль в возникновении стиха, как заговорной формулы, то авторы "Поэтики", с другой стороны, не учитывают в должной мере роль образа, как бы отменяя самое проблематику образного мышления".
Вячеслав Иванов
Лик и личины России Эстетика и литературная теория
Текст: [ PDF ]
Сборник работ В.Иванова, выпущенный в 1995 году в серии "История эстетики в памятниках и документах".
"Что познание - воспоминание, как учит Платон, оправдывается на поэте, поскольку он, будучи органом народного самосознания, есть вместе с тем и тем самым - орган народного воспоминания. Через него народ вспоминает свою древнюю душу и восстановляет спящие в ней веками возможности. Как истинный стих предуставлен стихией языка, так истинный поэтический образ предопределен психеей народа.
В отъединении созревают в душе поэта семена давнего сева. По мере того как бледнеют и исчезают следы поздних воздействий его отеснявшей среды, яснеет и определяется в изначальном напечатлении его "наследье родовое". Созданное им внутреннее слово узнается народной душой как нечто свое - постигается темным инстинктом забытого родства. Поэт хочет быть одиноким и отрешенным, но его внутренняя свобода есть внутренняя необходимость возврата и приобщения к родимой стихии. Он изобретает новое - и обретает древнее.
…Истинный символизм должен примирить Поэта и Чернь в большом, всенародном искусстве".
Вячеслав Иванов
Борозды и Межи Опыты эстетические и критические
Текст: [ DJVU ]
Книга, вышедшая в издательстве "Мусагет" в 1916 году. Среди прочих статей две работы - "О границах искусства" и "О существе трагедии" - непосредственно посвящены общеэстетическим проблемам.
"Обогащенный познавательным опытом высших реальностей, художник знает сокровенные для простого глаза черты и органы низшей действительности, какими она связуется и сочетается с иной действительностью, чувствительные точки касания ее 'мирам иным'".
Вячеслав Иванов
По звездам Статьи и афоризмы
Текст: [ PDF ]
Книга, вышедшая в 1909 году в издательстве "Оры".
"Есть художники, в которых гений преобладает над талантом; мыслимо и бесплодие гения. Ибо не гений плодоносен в художнике, а талант; гений - огонь (pyr technicon), а огонь бесплоден. Влажная теплота рождает жизнь: для истинного творчества необходимы вместе влажный и теплый элемент таланта и огневой элемент гения"
Н. Иванцов
Искусство и природа
Текст: [ DJVU ]
Напечатанная в журнале "Вопросы философии и психологии" (1895, № 4) развернутая рецензия (а отчасти и реферат) на русский перевод книги Шербюлье "Искусство и природа".
"Эстетическое наслаждение не сопровождается никаким желанием, ему чужда всякая мысль о присвоении, а потому оно принадлежит к числу самых благородных удовольствий, какие мы только можем испытывать".
"В эстетическом удовольствии тело и душа не живут раздельно, |