КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ: ПОЭТИКА ЖАНРА
хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  english pages ||  антология ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо

Новости сайта

16.09.2023

В разделе Хрестоматия книга А.Богатырева "Энциклопедия Эркюля Пуаро" (2021) и статьи А.Дойла "Психометрия и детективная работа" (1926), А.Вулиса "Приключенческая литература" (1986), З.Гиппиус "Авантюрный роман" (1931), М.Бобровой "Эдгар По" (1971), М. Слонима "Роман приключений" (1922) и "О детективном романе" (1943), В.Татаринова "Почему любят детективную литературу" (1930), В. Рудинского "Детективная литература в России" (1958), Э.Хоча "Как я придумал доктора Сэма Хоторна" (1995), П.Купершмит "Эдвард Хоч" и вышедшая без указания автора статья "Шерлок Холмс и его последователи" (1908).

В разделе English pages книги "Critical survey of mystery and detective fiction. Vol 1-5" (2008), M.Corvasce and J.Paglino "Modus operandi_A writers guide to how criminals work" (1995) и L.Panek and M.Bendel-Simso "The-essential-elements-of-the-detective-story. 1820-1891 (2017), а также статья M.Grost "Edward Hoch".

В разделе Дополнительная литература новые аннотации на работы А.Адамова, М.Веллера, П.Пильского, Л.Радзиховского, Б.Рзаева, Л.Рахманова, Н.Кнорринга, Ю.Каграманова, Л.Каганова, А.Богатырева, Н.Какабадзе, Л.Кассиля Н.Карпова, Г.Гуревича, О.Федуниной, Г.Ульмана и других авторов.

В разделе Свои работы повесть "С третьей попытки" (2022).

Русский детектив в его прошлом и настоящем

 

 

Чингиз Абдуллаев (р.1959)
Cingiz Akif oglu Abdullayev

 

Преступления в Монпелье (1989)

Рассказ

Один из первых русских детективов, в котором автор, не размениваясь на пустяки, сразу берется за самый головоломный вариант детективного сюжета: его герой расследует интересно задуманное, хотя и не безупречно выполненное "убийство в запертой комнате". Впоследствии рассказ вместе с двумя другими, написанными позже, был включен автором в сборник под названием "Правила логики".
Текст по изданию 2013 года: [ DJVU ]

 

Почти невероятное убийство (1989)

Повесть

В центре действия любимый герой писателя - пресловутый Дронго - "эксперт-аналитик высшего класса", ставший впоследствии персонажем множества творений Абдуллаева. Отсюда разнообразные прибамбасы, характерные для "отечественного боевика" и "шпионского романа". Но, по существу, сюжет повести вполне укладывается в рамки классического детектива с "убийством в запертой комнате".
Текст по изданию 1993 года: [ DJVU ]

 

Ответный удар (1995)

Рассказ

Герой рассказа за один вечер - разговаривая с участниками событий - выясняет картину преступления, совершенного за пять лет до того.
Текст по изданию 2013 года: [ DJVU ]

 

Смерть банкира (1995)

Рассказ

Рассказ, вошедший в сборник "Правила логики". Еще один вариант "убийства в запертой комнате" с простейшим и в то же время оригинальным решением проблемы.
Текст по изданию 2013 года: [ DJVU ]

 

Океан ненависти (1996)

Повесть

Обычное для детектива убийство в теплой компании, отдыхающей на турецком курорте. Все персонажи тесно связаны друг с другом, и неутомимому Дронго надо распутать этот клубок.
Текст по изданию 1997 года: [ DJVU ]

 

На стороне Бога (2000)

Роман

Непонятные убийства в классической для детектива ситуации: небольшая компания людей в доме, отрезанном от мира непогодой.
Текст по изданию АСТ (М.2000): [ DJVU ]

 

Последний синклит (2000)

Роман

Группа "экспертов", чьи имена произносятся с непременным придыханием, занимается расследованием давно произошедшего убийства.
Текст по изданию АСТ (М.2000): [ DJVU ]

 

Смерть на холме Монте-Марио (2001)

Роман

Сложная и изобретательно запутанная история с двойным убийством.
Текст по книге, выпущенной издательством "Эксмо" в 2010 году: [ DJVU ]

 

Допустимая погрешность (2001)

Роман

Жуткие нравы столичных бизнесменов и их окружения, приводящие к преступлениям, смысл и механику которых приходится распутывать пресловутому Дронго.
Текст по книге, выпущенной издательством "Эксмо" в 2011 году: [ DJVU ]

 

Смерть над Атлантикой (2002)

Рассказ

Полет через океан дает Дронго очередную возможность проявить свю исключительную проницательность.
Текст по изданию 2007 года: [ PDF ]

 

Свод Хаммурапи (2005)

Роман

Книга, написанная с очевидным стремлением усвоить стилистику "женского детектива" и завоевать признание у его поклонниц. Бросаются в глаза неослабевающее внимание к столь милым женскому сердцу физиологическим деталям, придающим повествованию "реалистический" колорит, и отсутствие рациональных мотивов в поведении героев (что, вероятно, также объяснимо стремлением к реализму). Трудно сказать, действительно ли бизнесмены и их ближайшее окружение столь бестолковы в своих планах и поступках, но в жанре, основанном в значительной мере на рациональности и логичности поведения персонажей, это производит удручающее впечатление. Роман кончается на такой надрывно жалостливой ноте, что отпадают последние сомнения: в процессе сочинения этого романа автору удалось переменить, если не пол, то, по крайней мере, свою гендерную принадлежность.
Текст по книге, выпущенной издательством "АСТ" в 2005 году: [ DJVU ]

 

Джентльменское соглашение (2006)

Роман

"Но ни он, ни все знающий журналист, ни пятеро членов группы - трое мужчин и две женщины, - отправляющиеся в Лондон, еще не предполагали, как тесно переплетутся их судьбы. И Дронго примет участие в новом расследовании, которое потрясет английскую столицу".
Если не обращать внимания на откровенно рекламный стиль, которым автор злоупотребляет не слишком часто, то можно считать, что эта - завершающая первую главу - фраза достаточно адекватно описывает сюжет романа.
Текст по книге, выпущенной издательством "Эксмо" в 2006 году: [ DJVU ]

 

Время нашего страха (2006)

Роман

Стандартная загадка, навеянная одним из сюжетов Агаты Кристи, чего не скрывает и автор, плетущий свой узор по заимствованному у мастера образцу.
Текст по книге, выпущенной издательством "Э" в 2017 году: [ DJVU ]

 

Смерть под аплодисменты (2010)

Роман

Роман с убийством на сцене. Вряд ли изобретательный и опытный автор гордится этим своим творением, хотя данный текст, вероятно, может занимать законное место в ряду детективов средней руки. Стоит в скобках заметить, что, наверное, Рональд Нокс напрасно не упомянул наряду с китайцем и шекспировских персонажей, которые не должны присутствовать в детективе: читательский опыт показывает, что их появление в тексте загадочным образом ведет к неизбежному ухудшению качества детективной истории.
Текст по книге, выпущенной издательством "Эксмо" в 2010 году: [ DJVU ]

 

 

Б.Акунин (р.1956)
Псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили

 

Левиафан (1998)

Роман

Вероятно, первый русский детективный роман, удовлетворяющий всем требованиям жанра и по своему качеству не уступающий прославленным образцам зарубежного детектива. Помимо своей непреходящей исторической значимости книга обладает массой достоинств. Ее можно рекомендовать как образец увлекательного чтения, о котором мечтают любители детективов.
Текст по изданию Захарова (М.2002): [ PDF ]

 

Пелагия и белый бульдог (2000)

Роман

Первый из романов о монахине-детективе.
Текст по изданию "АСТ" (М.2003): [ DJVU ]

 

Коронация или Последний из романов (2000)

Роман

Этот роман можно, по-видимому, считать вершиной фандоринского цикла. Книгу интересно читать, даже если не принимать во внимание ее детективную линию, но и она не оставляет читателя разочарованным - сюжет столь хитроумно запутан, что лишь немногим читателям удалось догадаться, где их водят за нос. Автор, вероятно, предчувствовал, что в дальнейшем Фандорину предстоит опуститься до уровня романов "Черный город" и Планета Вода", а потому снабдил свой шедевр соответствующим подзаголовком.
Текст по изданию Захарова (М.2000): [ DJVU ]

 

Table-talk 1882 года (2000)

Рассказ

Загадочное преступление, раскрытое Фандориным в получасовом разговоре.
Текст из книги "Нефритовые четки" (М.2007): [ DJVU ]

 

Пелагия и черный монах (2001)

Роман

Самый занимательный, по-видимому, из акунинских детективов. Его репутацию могло бы несколько подмочить присутствие специфического элемента "научной" фантастики, но, скорее всего, большинство читателей и не замечают этой фантастичности.
Текст по изданию "АСТ" и "Астрель" (М.2001): [ DJVU ]

 

Сигумо (2004)

Рассказ

Детективный рассказ с японским колоритом. (Японцы, вероятно, не так фатальны для детективов, как китайцы, но, наверное, какая-то опасность с ними всё же связана).
Текст из книги "Нефритовые четки" (М.2007): [ DJVU ]

 

Из жизни щепок (2006)

Рассказ

Рассказ, в котором герой-сыщик противопоставлен полицейскому чиновнику, мыслящему прямолинейно и шаблонно, - мотив, широко распространенный в детективах, но редко встречающийся у Акунина.
Текст из книги "Нефритовые четки" (М.2007): [ DJVU ]

 

Скарпея Баскаковых (2006)

Рассказ

Не слишком удачная попытка писателя создать нечто подобное "Собаке Баскервилей" на отечественном материале.
Текст из книги "Нефритовые четки" (М.2007): [ DJVU ]

 

Чаепитие в Бристоле (2006)

Рассказ

Непритязательная история, которая повествует о детективных талантах английской старушки, жившей задолго до мисс Марпл.
Текст из книги "Нефритовые четки" (М.2007): [ DJVU ]

 

Инь и ян (2006)

Пьеса

Небольшая пьеса, представленная в двух - объединенных в одну книгу - версиях, одну из которых вполне можно считать детективной.
Текст по изданию 2006 года: [ DJVU ]

 

Летающий слон (2008)

Роман-кино

В центре сюжета сложная, практически неразрешимая задача, с которой - для достижения своей злодейской цели - должен справиться немецкий шпион, ставший одним из главных персонажей этого состоящего из десяти серий "романа-кино". Даже если читатель не согласится с квалификацией данной "фильмы" как детектива (прочие "фильмы" никак не подходят под это определение), всё же он вряд ли будет разочарован: книга написана живо, занимательно, с присущим Б.Акунину блеском.
Текст по изданию 2008 года: [ DJVU ]

 

 

Павел (Песах) Амнуэль (р. 1944)

 

Расследования Берковича (1998)

Цикл рассказов

Короткие рассказы, образующие нескончаемую сагу об израильском полицейском, который обладает недюжинным умением распутывать сложные криминальные истории, впервые начали печататься в 1998 году в приложении к тель-авивской газете "Вести". К настоящему времени появилось более двухсот рассказов, входящих в этот цикл. Большинство из них к детективам не отнесешь, но некоторые - объединенные в этой подборке - построены в соответствии с классической детективной схемой и дают читателю возможность познакомиться с очередной загадочной историей. Какая-то часть из них представляет собой кальки с загадок, которые уже были использованы в детективах, давно известных любителям этого жанра, но многие вполне оригинальны и радуют читателя своей естественностью и изобретательностью.
Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

 

Антон Бакунин
Псевдоним неизвестного автора

 

Убийство на дуэли (2004)

Роман

Один из немногих романов, который, действительно, можно назвать "ироническим детективом". Соблюдая каноны детективного жанра и не забывая о расследовании загадочного убийства, автор откровенно забавляется и веселит читателя своими пародийными описаниями персонажей, квази-примечаниями, псевдообъяснениями и глубокомысленными сентенциями в духе Козьмы Пруткова. Роман был заявлен как начало публикации многотомного "Архива Бакунина", но в реальности публикация этого цикла закончилась на втором романе. К сожалению (а у Художественного совета есть свои причины об этом сожалеть), всезнающий интернет не дает никакой информации об этом интересном авторе, скрывшемся под именем "А.Бакунина".
Текст: [ DJVU ]

 

 

Вера Белоусова (1958 - 2017)

 

По субботам не стреляю (1999)

Роман

Хотя в этом романе не только автор, но и рассказчик (он же сыщик) принадлежат к прекрасному полу, предлагаемое читателям повествование выгодно отличается от привычных дамских "детективов" своей логичностью, связностью и похвальной краткостью в описаниях чувств и переживаний своей героини.
Текст: [ DJVU ]

 

Жил на свете рыцарь бедный (2000)

Роман

Сюжет, в котором главная роль поручена следователю Мышкину, в определенной мере использует коллизии знаменитого романа Достоевского.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Второй выстрел (2000)

Роман

Правильно построенный детектив с загадками и их разрешением в конце романа.
Текст: [ DJVU ]

 

Лавровая пуля (2002)     NEW

Роман

Детективный сюжет с отчетливым привкусом "дамского романа". Возможно, автор решила увеличить таким способом число потенциальных читателей своего сочинения, но не исключено, что здесь мы имеем дело с проявлением гендерных стереотипов, которые до той поры таились в душе писательницы и не вмешивались в ее художественное творчество.
Текст: [ DJVU ]

 

 

Ваперий Боевкин (р.1988)

 

Место преступления (2010)

Рассказ

"Генри Клоуд никогда не боялся того, что понимал, но сейчас с ним происходило нечто, не поддающееся никакому разумному объяснению".

Текст с сайта samlib.ru: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Михаил Бойков (? - 1961)

 

Бродячие мертвецы (1956)

Повесть

Одна из самых ранних попыток написать нечто детективное на русском языке. Это небольшое по объему повествование с рациональным объяснением "мистических происшествий" вышло отдельным изданием в Буэнос-Айресе в 1956 году. "Загадка" здесь, конечно, самая примитивная, годящаяся разве что для "детского детектива", но сам факт выбора автором четко очерченной жанровой формы весьма примечателен.
Текст: [ PDF ]

 

Рука майора Громова (1956)

Роман

Книга, которую, вероятно, следует признать первым русским детективом (из известных нам к настоящему времени). Вышедший в 1956 году в эмигрантском издательстве "Сеятель" (Буэнос-Айрес) роман не претендует на особое хитроумие интриги и не блещет оригинальными загадками. Ясно, что форма детектива выбрана автором лишь как способ донести до читателя правду о Советской России (главная книга М.М.Бойкова - "Люди советской тюрьмы" - автобиографическое повествование о пережитом им в годы "большого террора"). Однако, выбрав эту литературную форму (и дав своему главному герою говорящую фамилию Холмин), Бойков тщательно строил сюжет в соответствии с требованиями детективного канона и в развязке сумел "свести все концы с концами", что редко удавалось и гораздо более опытным литераторам. Так что, без сомнений, роман можно считать первым полноценным детективом, написанным на русском языке.
Текст: [ PDF ]

 

 

Юлия Боровинская (р. 1964)

 

Провинциальное дело (2008)

Рассказ

Удачный вариант "загадочного исчезновения" из сборника "Куда исчез Филимор? Тридцать восемь ответов на загадку сэра Артура Конан Дойла" (СПб. 2008).
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Инна Булгакова (1947 - 2014)

 

Только никому не говори (1987)

Роман

Автор этого романа была одной из первых в русской литературе, рискнувших обратиться к детективному жанру. Предшественников на этом пути у нее почти что и не было.
Текст по изданию 1993 года: [ DJVU ]

 

Гости съезжались на дачу (1988)

Повесть

Второй детектив Булгаковой, осознанно выстроенный в рамках классической сюжетной схемы.
Текст по изданию 1993 года: [ DJVU ]

 

Соня, бессонница, сон (1990)

Роман

Пожалуй, самый популярный детективный роман писательницы.
Текст по изданию 1993 года: [ DJVU ]

 

Иди и убей (1992)

Роман

Завязка этого детектива может напомнить роман Агаты Кристи "В 4.50 из Паддингтона", но, несмотря на это, автору удалось придумать вполне оригинальную загадку с интересным ее разрешением.
Текст по изданию 1993 года: [ DJVU ]

 

Иначе - смерть (1994)

Повесть

Не только личность преступника, но и смысл названия остаются непонятными вплоть до самой развязки.
Текст по изданию 1995 года: [ DJVU ]

 

Последняя свобода (1994)

Повесть

Здесь писательница, наверное, впервые использовала прием, которым впоследствии отчасти злоупотребляла. Впрочем, если этот прием останется читателем незамеченным, он может получить большое удовольствие при чтении.
Текст по изданию 1995 года: [ DJVU ]

 

Красная кукла (1994)

Повесть

Вопреки тому, что существенную роль в сюжете играет постановка шекспировской "Двенадцатой ночи", мы имеем дело с интересным детективом. Пусть и не лучшим в творчестве писательницы.
Текст по изданию 1995 года: [ DJVU ]

 

Сердце статуи (1996)

Роман

Страсти, "ужасти", патологические глубины психики… Однако и детективную канву своего повествования писательница окончательно не забывает.
Текст по изданию 1997 года: [ DJVU ]

 

Дом с дракончиком (1997)

Роман

Среди поздних романов Булгаковой наиболее, по-видимому, близкий к привычному детективному стандарту.
Текст по изданию 1997 года: [ DJVU ]

 

Век кино (2000)     NEW

Роман

Хвалить сей роман, вроде бы, не за что, но и бескомпромиссно хаять - учитывая очевидные заслуги автора перед отечественным детективом - тоже не хочется.
Текст по изданию 2012 года: [ PDF ]

 

Литературный агент (2002)

Роман

Ясно, что появляющийся в детективе рассказчик, который не может вспомнить, убил ли он кого-нибудь, а если всё же убил, то, кого именно, не может улучшить литературные достоинства книги. К сожалению, писательница нередко использовала этот прием воздействия на неустойчивую читательскую психику.
Текст по изданию 2010 года: [ DJVU ]

 

 

Валерий Введенский (р. 1966)

 

Котолизатор (2017)

Рассказ

Своеобразная детективная история с юмористическим оттенком, проявившемся уже в названии рассказа.
Текст из книги Трепет черных крыльев (2017): [ PDF ]

 

 

Яков Волчек (1912 - 1988)

 

Прерванный след (1956)     NEW

Рассказ

Немудреная история с простой - и даже очень простой - загадкой. Тем не менее, у автора было желание ее загадать, и, если учесть, что сборник, из которого взят этот рассказик, был издан Детгизом, то, вероятно, в данном случае можно говорить о первом русском "детском детективе".
Текст: [ DJVU ]

 

Загадка счетовода Воронцова (1959)     NEW

Рассказ

Еще один "детский детектив" из сборника рассказов о капитане Бурунце.
Текст: [ DJVU ]

 

 

Татьяна Гармаш-Роффе (р. 1959)

 

Мертвые воды Московского моря (2006)

Роман

Одна из бросающихся в глаза особенностей романов Гармаш-Роффе - выдающаяся изобретательность в построении сюжетов, но вторая - неистребимая склонность к сенсационным эффектам. Смесь этих качеств далеко не всегда идет на пользу детективному жанру, но в данном романе их совместное действие привело к вполне приемлемому результату - получился неплохой детектив.
Текст по изданию 2015 года: [ DJVU ]

 

Чудо для Нины (2009)

Рассказ

Почти что святочная история. Остроумно сконструированный сюжет с благополучным разоблачением коварного преступника.
Текст по изданию 2019 года: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Леонид Гиршович (р. 1948)

 

Смерть выдает себя (1977)

Роман

Один из самых первых русских детективов с оригинальной сюжетной загадкой. Он не привлек большого внимания читателей, поскольку был напечатан в эмиграции в журнале "Время и мы". Но его стоит прочитать - хотя бы с запозданием на полвека.
Текст из журнала "Время и мы" (1977, № 21): [ PDF ]

 

 

Виталий Данилин
Совместный псевдоним
Виталия Бабенко (р. 1950)
и
Даниэля Клугера (р. 1951)

 

Двадцатая рапсодия Листа (2006)

Роман

Первый из детективов в запланированной соавторами серии "Кто виноват", оригинальность замысла которой обеспечивал неожиданный выбор главного персонажа. В качестве героя-сыщика выступает молодой Владимир Ульянов, сосланный в родительское имение и здесь в деревенской глуши сталкивающийся с кровавой драмой. К счастью для читателей, авторы не озабочены исторической достоверностью и глубоким проникновением в психологию персонажа - выдуманный ими Ульянов-сыщик неплохо вписывается в рамки привычного детективного повествования. Благодаря трезвому уму, наблюдательности и способности к логическому анализу будущий вождь мирового пролетариата успешно пробирается через все перипетии сюжета и доводит дело до разоблачения преступника.
Текст по изданию 2006 года: [ DJVU ]

 

Четвертая жертва сирени (2007)

Роман

Второй роман в издательской серии "Кто виноват" (которая получила здесь дополнительное название "ПреступЛЕНИНиана"). Как это часто бывает, исходный импульс, породивший проект и частично уже истраченный на открывающий серию роман, утратил первоначальную динамику, вследствие чего в отношении сюжета второй детектив оказался заметно слабее первого. Ясно, что не от хорошей жизни авторам пришлось взять на вооружение стандартный прием, с помощью которого бесчисленные сегодняшние производители "детективов" мотивируют свои штампованные кровавые злодеяния. А затем их энтузиазм и вовсе угас - дальнейших продолжений серия не имела.
Текст по изданию 2007 года: [ DJVU ]

 

 

Максим Кантор (р. 1957)

 

Мировой стандарт (2010)

Рассказ

Первый рассказ, с которого начинается книга "Советы одинокого курильщика. Тринадцать рассказов про Татарникова" (М. 2010). Прочие составляющие книгу занятные истории не имеют прямого отношения к детективному жанру, но этот рассказ следует признать образцовым детективом. В нем описана не поддающаяся разумному объяснению ситуация, для коей главный герой находит простое и изящное истолкование.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Алексей Карташов (р. 1957)

 

Исчезновение Филимора-младшего (2008)

Рассказ

Классический сюжет: исчезновение из "запертой" (не имеющей выхода) комнаты. Один из редких примеров "продолжения" рассказов о Шерлоке Холмсе, в котором есть и загадка, и вполне приемлемая разгадка.
Текст из книги "Куда исчез Филимор? Тридцать восемь ответов на загадку сэра Артура Конан Дойла". (СПб. 2008): [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Даниэль Клугер (р. 1951)

 

Непредсказанное убийство (1998)

Роман
Живо и интересно рассказанная странная история убийства, в которой сушественную роль играет фальшивый гороскоп и которую расследует израильский частный сыщик Натаниэль Розовски - постоянный герой клугеровских детективов. Сюжету несколько вредит отсутствие мотивов, правдоподобно объясняющих поступки действующих лиц, но автор и сам видит их сомнительность, о чем и сообщает нам - устами своего героя - в концовке романа.
Текст по изданию 2001 года [ PDF ]

 

Убийственный маскарад (1999)

Роман
Очередное проводимое Натаниэлем Розовски расследование тяжкого преступления, загадочность которому придает непонятное поведение жертвы.
Текст по изданию 2001 года [ PDF ]

 

 

Юрий Коваль (1938 - 1995)

 

Сундук (1966)

Стихотворение

Редчайший случай детектива, принявшего стихотворную форму. Конечно, по сути - это детский юмористический стишок, и впервые он был напечатан в журнале "Семья и школа" (1966, № 6), но его сюжет полностью соответствует канону классического детектива. И далеко не всякому любителю детективных загадок удастся изобрести приемлемое решение проблемы до того, как он дойдет до конца этого коротенького стихотворения.
Текст из журнала "Огонек" (1990, № 34): [ PDF ]

 

 

Владимир Кораблинов (1906 - 1989)

Юрий Гончаров (1923 - 2013)

 

Бардадым - король черной масти (1967)     NEW

Роман

Любопытное создание двух мало кому известных советских писателей вышло в провинциальном издательстве с подзаголовком "уголовный роман" и не вызвало особого интереса в среде любителей "остросюжетной литературы". По многим признакам оно мало чем отличалось от привычного "милицейского романа", и в этом жанре - насыщенном штампованными образцами "соцреалистической" халтуры - вышедшая в Воронеже книжка могла привлечь внимание критики и читателей лишь своим, вполне приемлемым, литературным уровнем. Однако ясно, что соавторы ставили себе задачу написать нечто, заслуживающее наименования "советский детектив". И можно сказать, что им это почти что удалось. Если бы не отсутствие удовлетворительной загадки, роман мог бы стать одним из первых образцов детектива в русской литературе. Даже сегодня он способен доставить удовольствие кое-кому из поклонников этого жанра.
Текст: [ DJVU ]

 

Волки (1968)     NEW

Роман

Следующий "уголовный роман" этих соавторов имеет - в формальном отношении - полное право считаться детективом. К сожалению, разрешение лежащей в основе сюжета загадки таково, что его можно считать элементом научно-фантастического сочинения, и в целом, создается впечатление, что на этот раз авторы уже не стремились "играть полностью всерьез" и позволили себе определенные вольности, слегка сдвигающие сюжет в сторону бульварной литературы. Однако это отклонение от стилистики чистого детектива до некоторой степени уравновешивается наличием в тексте оригинального трюка: изобретательной выдумки, хотя и не играющей существенной роли в сюжете, но способной украсить любой детектив.
Текст: [ PDF ]

 

 

Евгений Красноречин

 

Следователь Такаяма. Загадка запертой комнаты (2022)     NEW

Роман

Действие романа, написанного на русском языке автором, о котором в интернете не удается найти никаких сведений, но который - судя по имени и фамилии на обложке - является нашим соотечественником, происходит в Японии в семидесятые годы двадцатого века, и в тексте нет ни единого намека на существование России и русских. Неумеренное нагнетание в сюжете надуманных "страстей и ужастей" плохо сочетается с детективом и заставляет читателя вспомнить о бульварной литературе, но всё же этот текст заслуживает внимания со стороны любителей детективного жанра: автору удалось придумать оригинальное решение проблемы "убийства в запертой комнате".
Текст: [ PDF ]

 

 

Анна Лагутина

 

Однопалый (2004)

Рассказ

Небольшой просто и аккуратно выстроенный рассказ, завоевавший первое место в конкурсе "Рождественский детектив - 2", проводившемся в 2004 году интернет-журналом Самиздат. На фоне "героико-романтической" (на современный лад) истории описывается цепь несуразных загадочных событий, которые лишь в эпилоге получают свое разумное истолкование.
Текст из журнала "Самиздат": [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Леденев Виктор Иванович (р. 1941)

 

Убийство по расписанию (2013)

Рассказ

История "из жизни за рубежом". Сюжет оригинальным не назовешь, но детективность его не вызывает сомнений.
Текст (с сайта lit.lib.ru): [ DOC ]

 

 

Иван Любенко (р. 1963)

 

Серый монах (2008)

Рассказ

Одна из включенных в сборник "Роковая партия" криминальных историй, которая имеет право называться детективом, поскольку речь в ней идет о краже из "запертой комнаты".
Текст по изданию 2014 года: [ DJVU ]

 

Маскарад со смертью (2010)

Роман
Первый роман автора. Именно в нем на сцену выходит Клим Ардашев - постоянный герой последующих сочинений Любенко. Интерес автора сосредоточен, главным образом, на описании жизни в давно прошедшую эпоху, но в своих первых романах он не оставляет без внимания и детективную интригу, хотя очевидно, что умение конструировать детективные головоломки не входит в число сильных сторон его беллетристического таланта.
Текст по изданию 2016 года [ PDF ]

 

Убийство на водах (2013)

Роман

Детектив, на страницах которого не только излагаются перипетии расследования длинной серии загадочных преступлений, но и доводятся до сведения читателя многочисленные любопытные подробности "из старинной жизни". Такой интерес к малоизвестным бытовым деталям, к тому, как жили русские люди сто лет назад, - характерная черта романов Любенко, так сказать, авторское specialite, нейтрализующее, в значительной мере, дефекты детективного сюжета и склонность автора к мелодраматическим сценам.
Текст по изданию 2013 года [ DJVU ]

 

Поцелуй анаконды (2015)

Сборник рассказов

Шесть рассказов о жизни дореволюционного Ставрополя и о сыщицких подвигах адвоката Клима Ардашева - любимого героя Любенко. Некоторые из них можно при желании назвать детективами.
Текст по изданию 2015 года [ DJVU ]

 

 

Александра Мадунц

 

Она была актрисою (2003)

Роман

Детектив, опубликованный под псевдонимом "Александра Авророва". В этом жанре выбор театра как места действия, а актеров как персонажей романа очень часто приводят к печальным результатам. Однако эта опасность не испугала автора, и благодаря ее изобретательности и литературному таланту получился неплохой детектив.
Текст: [ PDF ]

 

Отстрел непуганых мужчин (2003)

Роман

Еще один роман, напечатанный под именем "Александры Авроровой".
"Глава 11. Первое убийство... Глава 15. Второе убийство..."
А впереди еще пятнадцать глав...
Текст: [ PDF ]

 

Нечистая сила (2014)

Рассказ

Автор - плодовитая писательница, пишущая в разных жанрах и под многочисленными псевдонимами. Это ее творение хорошо укладывается в рамки рядового детектива.
Текст из книги "Убийство в закрытой комнате. Лучшие рассказы" (М., 2014): [ PDF ]

 

 

Михаил Март (р.1949)
Псевдоним Михаила Георгиевича Тура

 

Театр мертвецов (2002)

Роман

Убедительный пример разрушительного влияния театральной темы на детектив. Избрав своими героями актеров и привязав основные события к миру театра, писатель не смог избежать бросающегося в глаза неправдоподобия сюжетных мотивировок и чрезмерного обилия мелодраматических сцен. Так что детектив получился весьма посредственный - несмотря на незаурядную изобретательность и прочие таланты автора.
Текст по изданию 2006 года: [ DJVU ]

 

 

Виталий Мелентьев (1916 - 1984)

 

Разорванная цепочка (1969)     NEW

Повесть

Чрезвычайно запутанная - и, надо признать, ловко запутанная - история, которую автор сумел убедительно преподнести читателю как описание реального расследования загадочного убийства.
Текст: [ DJVU ]

 

Несчастливый счастливчик (1973)     NEW

Повесть

Текст, в котором вновь появляются герои предыдущей повести - следователь Грошев и его начальник и наставник полковник Ионин.
Текст: [ DJVU ]

 

Сухая ветка сирени (1978)     NEW

Повесть

Наиболее близкая к стандартному детективу повесть Мелентьева. Она начинается с описания обыкновенной кражи, но очень быстро выясняется, что в этом банальном преступлении есть загадочные обстоятельства, смысл и значение которых постепенно становятся понятными в ходе расследования.
Текст: [ DJVU ]

 

 

Елена Михалкова (р.1974)

 

Дом одиноких сердец (2007)

Роман

Первый роман писательницы, который можно назвать детективом, несмотря на то, что в нем легко заметить немало прегрешений против правил и канонов этого жанра.
Текст по изданию 2007 года: [ PDF ]

 

Мужская логика 8-го марта (2008)

Рассказ

Рассказ, в котором впервые появляется - и успешно проводит расследование - Макар Илюшин, будущий герой многих произведений Е.Михалковой, среди которых можно обнаружить и детективы.
Текст по изданию 2008 года: [ PDF ]

 

Черная кошка в белой комнате (2008)

Рассказ

Не вызывающее особого восторга, но вполне приемлемое решение загадки, аналогичной классической проблеме "запертой комнаты".
Текст по изданию 2011 года: [ PDF ]

 

Перчатки Глории Кэдиш (2013)

Рассказ

Эта история - часть цикла рассказов о миссис Норидж. Большинство ситуаций, героиней которых оказывается эта здравомыслящая и проницательная гувернантка, детективными не назовешь - скорее их следует отнести к детской приключенческой литературе. Но все же две включенных в данный цикл истории вполне соответствуют требованиям детективного жанра. В частности, этот рассказ о загадочном исчезновении пленницы из запертой комнаты.
Текст по изданию 2013 года: [ PDF ]

 

Призрак поместья Эштонвилл (2013)

Рассказ

Еще один сюжет из цикла рассказов про миссис Норидж. Стандартная детективная конструкция, в которой нашлось место остроумной выдумке.
Текст по изданию 2013 года: [ PDF ]

 

 

Алекс Норк
Псевдоним Александра Семеновича Чеснокова

 

Бал зверей (2005)

Повесть

Написанный на русском детектив, сюжет которого разыгрывается в привычных для этого жанра зарубежных декорациях. Соответственно, и сыщиком в нем выступает американский полицейский - лейтенант Блейк.
Текст с сайта www.interlit2001.com: [ PDF ]

 

Как грустно (2005)

Повесть

Лейтенант Блейк выходит в отставку, но по-прежнему не дает покоя преступникам - теперь уже в роли частного детектива.
Текст с сайта www.interlit2001.com: [ PDF ]

 

Тупик во все стороны (2005)

Повесть

Еще один эпизод из архива частного детектива Блейка.
Текст с сайта www.interlit2001.com: [ PDF ]

 

Замок у моря (2005)

Роман

Автор пытался создать "нечто в духе Агаты Кристи" и даже сделал героями своего романа сыщика Пэро и его друга капитана Дастингса. Наличие в сюжете потайных ходов в старинном замке может вызвать неудовольствие любителей чистоты жанра. Однако это лишь одна - и не слишком существенная - деталь сюжетной конструкции. А в целом, получился вполне пристойный детектив. В 2010 году роман был напечатан под псевдонимом "Олег Иванов".
Текст с сайта proza.ru: [ PDF ]

 

 

Андрей Остальский (р. 1953)

 

Английские правила (2006)     NEW

Роман

Автор этого романа (и многих других книг самой разной тематики), родившийся и учившийся в Москве, принадлежал когда-то к славному племени советских "профессиональных востоковедов" (а они, как известно, "бывшими" не становятся), но с 1994 года он живет в Англии и долгое время (с 2001 по 2009 год) был главным редактором Русской службы Би-би-си. Именно взглядом нашего соотечественника на англичан и английские нравы интересен этот текст, но сюжет данного сочинения дает возможность причислить его к детективному жанру.
Текст: [ DJVU ]

 

 

Иван Погонин

 

Отпечаток на манускрипте (2017)

Рассказ

В своих книгах автор практически не обращается к детективу, но этот рассказ - исключение, и сюжет его построен на своеобразной загадке.
Текст по изданию 2017 года: [ PDF ]

 

 

Александр Прокопович

 

Смерть в лифте (2014)

Рассказ

Текст, по сюжету хорошо вписывающийся в представление о стандартном детективе, хотя в манере повествования ощущается явный уклон в сторону боевика с приключениями лихих спецназовцев.
Текст из книги "Убийство в закрытой комнате. Лучшие рассказы" (М., 2014): [ PDF ]

 

 

Виктор Пронин (р. 1938)

 

Запрещенный прием (1986 - 1994)

Цикл рассказов

Замечательные по своим детективно-литературным достоинствам рассказы, главными героями которых выступают следователь Зайцев, совмещающий в себе черты Лестрейда и Ватсона, и его друг журналист Ксенофонтов, берущий на себя роль Шерлока Холмса. Опытный автор, начинавший литературную деятельность еще в 60-е годы и завоевавший широкую популярность своими увлекательными криминальными историями, сделал в этом цикле попытку написать нечто детективное. И добился в этом исключительного успеха - его Ксенофонтов и Зайцев надолго останутся в русской литературе.
Первые из рассказов, входящих в этот цикл - "Словесный портрет" и "Похититель бриллианта", - появились в печати в 1986 году ("Искатель", № 6) и задали тон последующим частям саги о Ксенофонтове и Зайцеве.
Практически все сюжеты сборника (за малым исключением) построены на "неразрешимой задаче", с которой сталкивается в своей работе следователь Зайцев и которая находит искомое решение лишь с помощью "великого сыщика" Ксенофонтова. Можно считать, что Пронин возвращается в "доконандойлевскую" эпоху становления детективного жанра, и его герой - наследник Лекока, а не Шерлока Холмса: он замечает мельчайшие элементы и нюансы, связанные с преступлением, и делает далеко идущие продуктивные выводы на основании их анализа. Но уровень его психологического анализа оказывается неизмеримо выше, чем демонстрировал за сто лет до него Лекок, и в этом автор рассказов нисколько не уступает тем прославленным мастерам детектива, которые время от времени обращались к данному старинному приему.
В начале двухтысячных Пронин продолжил начатую им линию, создав цикл рассказов "про бомжа": Зайцев в них присутствует, а Ксенофонтов заменен другим проницательным сыщиком - бывшим ученым-астрофизиком, волею судеб превратившимся в бездомного бродягу, но не утратившим своего исследовательского дара. Занять место исчезнувшего Ксенофонтова ему, конечно, не по силам, но основной импульс, породивший рассказы про сыщика-журналиста, остается прежним.
Текст по изданию 1994 года: [ DJVU ]
В приложении:
- рассказы из цикла "Бомжара"по изданию 2011 года (один из них - слегка переиначенный рассказ "Королевский удар" из предыдущего цикла): [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Женская логика (2001)

Роман

Загадка в этом романе достаточно банальна, но автору удалось ее хорошо замаскировать и выстроить на ней динамичный увлекательный сюжет.
Текст по изданию 2001 года: [ DOC ]    [ ZIP ]

 

 

Элизабет Ролле
Псевдоним Елизаветы Ельской

 

Тихое местечко (1992)

Повесть

Автор заслуживает особого внимания уже потому, что она одной из первых в русской литературе (с 1990 года) всерьез обратилась к жанру детектива. Ее романы и повести заимствуют героев и весь антураж из стандартного арсенала англоязычного детектива, но они вовсе не выглядят перепевами чужих сюжетных схем и по изобретательности и хитроумию загадок не уступают тем общеизвестным произведениям, которые Э.Ролле берет за образец для своих детективов.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1992): [ DJVU ]

 

Дом, где живет смерть (1992)

Повесть

Еще одна повесть из того же сборника с хитроумно закрученным сюжетом.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1992): [ DJVU ]

 

Семейный пикник (1992)

Повесть

Серия убийств, происходящих, можно сказать, на глазах у многочисленных свидетелей - однако убийца оказывается разоблаченным лишь на последних страницах повести.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1992): [ DJVU ]

 

Убийство с третьей попытки (1994)

Роман

Даже присутствие в этом романе подземного хода не лишает его права называться детективом.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1994): [ DJVU ]

 

Венец королевы (1994)

Роман

Детектив, сюжет которого страдает общим для всего жанра грехом: некоторой искусственностью описываемой ситуации.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1994): [ DJVU ]

 

Убийство в доме с привидением (1994)

Роман

Сюжетная схема этого романа характерна для множества детективов и ясно выражена в заглавии.
Текст по изданию в серии "Неизвестный детектив" (М.1994): [ DJVU ]

 

 

Вера Русанова

 

Пьеса для обреченных (1999)

Роман

От детектива с эпиграфом из Шекспира, с действием, разворачивающимся в театральной среде, и с актрисой в качестве главной героини и рассказчицы невольно ожидаешь многочисленных нарушений жанрового канона и, в конечном итоге, сожалений о напрасно потраченном времени, Однако в данном случае автору удается опровергнуть неблагоприятный исходный прогноз и создать вполне приличную - не дающую скучать читателю - детективную историю.
Текст по изданию 2001 года: [ PDF ]

 

Букет для будущей вдовы (1999)

Роман

Хитроумно выстроенный детектив, в котором рассказ о своем любительском расследовании ведет всё та же молодая актриса Евгения Мартынова, знакомая читателям по первому роману Русановой.
Текст по изданию 2007 года: [ PDF ]

 

Туманный берег (1999)

Роман

Сложная, тщательно выстроенная сюжетная конструкция, в основном вписывающаяся в привычную детективную схему. Однако в центре внимания автора "женские судьбы" нескольких героинь романа, их мечты, любовные переживания и страсти, что уводит повествование далеко в сторону от образцового детектива.
Текст по изданию 2007 года: [ PDF ]

 

 

Сергей Саканский (р. 1958)

 

Призрак с арбалетом (2007)

Повесть

Первый детективный текст из цикла "Друг мой сыщик", главные роли в котором играют журналист Жаров и следователь Пилипенко - друзья с детских лет и соратники по расследованию загадочных преступлений.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Легенда о Фарфоровом гроте (2008)

Повесть

Странная криминальная история, связанная с искусственным гротом в ялтинском парке, в котором якобы на протяжении ста лет с определенной периодичностью происходят однотипные убийства женщин.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Санта-Клаус и другие (2009)

Повесть

Дикие бессмысленные происшествия - просто какой-то нелепый карнавал, заканчивающийся горой трупов. И всё же автору (а следовательно, и его герою - сыщику Пелипенко) удается найти более или менее приемлемое объяснение этому кровавому спектаклю.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]
В приложении: текст повести из журнала "Искатель" (2009, № 5): [ DJVU ]

 

Смерть в лабиринте (2009)

Повесть

Простенькая, как выясняется в конце, загадка, но излагается она достаточно занимательно, и у читателя нет оснований считать, что его надули.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]
В приложении: текст повести из журнала "Искатель" (2009, № 10): [ DJVU ]

 

Солнечный удар (2009)

Повесть

Правдоподобием этот сюжет не грешит, но свойственная детективам запутанность в начале, сменяющаяся разъяснением в конце повествования, здесь налицо.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]
В приложении: текст повести из журнала "Искатель" (2009, № 11): [ DJVU ]

 

Формула Кошачьего царя (2010)

Повесть

История, в которой мистики хоть отбавляй: тут тебе и загадочный Пустырник, наводящий ужас на всю округу, и тут же магические заклятия, приводящие к смерти от укуса мертвого кота… Есть над чем поломать голову сыщикам.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Чужая рука (2010)

Повесть

Остроумно задуманный сюжет, в котором важную роль играет культ вуду и убийство, совершенное, якобы, с его помощью.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Маньяк-мертвец (2011)

Повесть

Серия однотипных убийств, обстоятельства которых противоречат здравому смыслу, и нужна проницательность Великого сыщика, чтобы понять, как они совершались на самом деле.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Тайна "Марии Целесты" (2011)

Повесть

Детективность этой истории с покинутой яхтой можно подвергнуть сомнению, но в целом картина происходящего выглядит достаточно запутанной, чтобы сбить с толку читателя, невольно ждущего заключительного разъяснения.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Покрывало вдовы (2013)

Повесть

Оригинальный, изящно построенный сюжет. По-видимому, это лучший детектив в данном цикле.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]
В приложении: текст повести из журнала "Искатель" (2014, № 2): [ DJVU ]

 

Проклятье древней гробницы (2014)

Повесть

Текст, по объему значительно превышающий другие повести из этого цикла детективов. Однако нельзя сказать, что это пошло ему на пользу.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Друг мой сыщик

Цикл повестей

Полный текст всех двенадцати повестей данного цикла, включая и совершенно вздорную "Смерть приходит из книг", которая, вероятно, забрела в этот цикл из фантастических видений автора и которую детективом не назовешь. Но, в целом, книгу можно рассматривать как своеобразный детективный "венок сюжетов".
Текст: [ PDF ]

 

 

Николай Слободской

 

Пророчица (2016)

Роман

Детектив, построенный по классической схеме, но на советском материале, что встречается крайне редко. Как сказано в предисловии П.Моисеева, не вполне ясно, когда был написан этот роман: "В конце книги мы читаем: 'Июнь 1982 - январь 1983'. Кто поставил эту дату - автор или герой? Имеем ли мы дело с мистификацией или же перед нами действительно написанный 'в стол' русский детектив начала 80-х?" Но читателю вовсе не обязательно ломать голову над такими вопросами, ему хватит и тех загадок, которые есть в самом тексте.
Текст по изданию романа в серии "Дедукция" (с исправлением некоторых опечаток): [ PDF ]

 

Он приходит по пятницам (2021)

Роман

Необычно большой по объему (по меркам стандартного детектива) роман, который в определенном отношении можно считать продолжением "Пророчицы" - первого детектива, написанного этим автором.
Как сказано в читательском отзыве Р.Шерингэма (опубликованном на сайте "Дедукции"):
"Себе и своему стилю автор не изменяет ни в оригинальных 'невозможных' загадках, ни в установке на реализм описываемых событий, ни в обширных отступлениях. ...действие по-прежнему происходит в позднем, теперь уже 'застойном' СССР... в картину быта позднесоветского НИИ... вписывается детективная загадка"
Текст по изданию романа в серии "Дедукция": [ PDF ]

 

С третьей попытки (2022)     NEW

Повесть

Из вступления: "История эта, конечно, запутанная и бестолковая, но загадочной и даже абсурдной ее можно назвать лишь в самом конце, когда она сумела озадачить даже много повидавших и ко всему привычных милиционеров, занимавшихся расследованием гибели ее главного героя".
Текст по изданию в серии "Дедукция": [ DJVU ]

 

 

Виктор Смирнов (р. 1933)

 

Ночной мотоциклист (1966)

Повесть

В этой повести есть все атрибуты стандартного советского "романа про милицию", есть и почти неизбежные для тех лет фашистские пособники, скрывающиеся от расплаты за свои грехи, но есть и загадка. Загадка простая и не поражающая своей головоломностью - читатель был бы разочарован, наткнись он на что-либо подобное у Кристи или ее соратников, - но для советского писателя обращение к такого рода сюжету означало выход в другое измерение: на просторы детективного жанра.
Текст по изданию 1968 года: [ DOC ]   [ ZIP ]
В приложении:
- текст первого издания повести под названием "Кто пятый?": [ DJVU ]

 

Сети на ловца (1966)

Повесть

Один из тех текстов, которые по праву считаются заявками на русский детектив. Как ни близок он обычным "рассказам о жизни советской милиции", качество у него уже другое. И это было сразу же замечено читателями тех лет.
Текст из журнала "Искатель" (1966, № 5): [ PDF ]

 

 

Дмитрий Тарасенков

 

Человек в проходном дворе (1969)

Повесть

Одна из ранних попыток освоить технику детективного повествования, до тех пор чуждую русской литературе. Нельзя сказать, что эта попытка привела к появлению полноценного детектива - рассказанная история не столько загадочна, сколько запутанна, но читатели тех лет уловили в ней близкое сходство с известными образцами любимого жанра и выделили эту повесть из общего потока "милицейских романов".
Текст из журнала "Юность" (1969, № 10-12): [ DJVU ]

 

 

Светлана Чехонадская

 

Кто стучится в дверь (2004)

Роман

Старинная загадка в новой оригинальной упаковке. Читать не скучно.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Смерть мелким шрифтом (2004)

Роман

Странная и запутанная история, которая своей необычностью привлекает внимание вышедшего на пенсию сотрудника уголовного розыска.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Пейзаж с убийцей (2004)

Роман

Молодая и энергичная сотрудница одной из московских телекомпаний, пытается что-нибудь узнать о давнем убийстве, совершенном на ее глазах в деревне под Новосибирском, и это навлекает на нее и окружающих ее людей серьезную опасность. Сюжет романа построен на совершенно невероятном совпадении, но и ему, в конечном итоге, дается приемлемое объяснение.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

Амнезия (2007)

Роман

Головоломно закрученный сюжет. И хотя правдоподобность его остается под вопросом, в формальном отношении автору удается свести концы с концами.
Текст: [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Павел Шестаков (1932 - 2000)

 

Через лабиринт (1966)

Повесть

Напечатанная в 1966 году в малоизвестном журнале "Урал" и на следующий год вышедшая в виде отдельной книжки в Ставрополе эта повесть, по всей видимости, может быть названа первым русским детективом. Несмотря на ее несомненное происхождение от "милицейского романа" и очевидное родство ее героев с персонажами этого господствующего в советской литературе варианта криминального повествования, автор столь же несомненно стремится вписать в рамки стандартного "производственного романа про милицию" типичный сюжет классического детектива с его запутанной картиной преступления, непредсказуемостью сюжетных поворотов и окончательной расшифровкой всех озадачивающих (как следователя, так и читателя) обстоятельств в неожиданной развязке.
Текст по изданию 1971 года: [ DJVU ]

 

Страх высоты (1969)

Повесть

Загадочная смерть "молодого, талантливого ученого" - происшествие, логику которого выясняет в своем расследовании Игорь Мазин, постоянный герой шестаковских детективов.
Текст по изданию 1994 года: [ DJVU ]

 

Игра против всех (1970)

Повесть

Сложная запутанная криминальная история, в основном выдержанная в стилистике "милицейского романа". Однако многочисленность загадок в поведении персонажей, разнообразие неожиданных сюжетных сплетений и - главное - важная роль "дедуктивных" рассуждений, определяющих действия следователя, позволяют причислить эту раннюю повесть П.Шестакова к разряду произведений с детективным сюжетом.
Текст по изданию 1970 года: [ DJVU ]

 

Три дня в Дагезане (1971)

Повесть

Явное соответствие повести канону классического детектива - сюжет, построенный на расследовании череды убийств, совершенных в замкнутом от мира пространстве при ограниченном числе подозреваемых - вызвало незамедлительный окрик со стороны советского литературного начальства: свое недовольство равнением автора на неприемлемые "западные образцы" высказали как "мэтр советского детектива" А.Адамов, так и секретарь Союза писателей С.Михалков. Однако заметили эту повесть не только "смотрящие" за советской литературой, но и рядовые читатели, сразу запомнившие имя Павла Шестакова. Долгие годы "Три дня в Дагезане" служили чуть ли не единственным примером возможности существования детектива в русской литературе и занимали видное место в памяти русских читателей - любителей этого жанра.
Текст по изданию 1971 года: [ DJVU ]
В приложении журнальное издание повести, напечатанной в "Смене" (1970, № 22-24; 1971, № 1-3) под названием "Отпуск в Дагезане": [ PDF ]

 

Остановка (1987)

Повесть

Расследование преступления, корни которого уходят в далекое прошлое. Характерное для Шестакова сочетание хитроумно выстроенной детективной истории с попыткой проникновения в психологию персонажей, как это принято в "серьезной реалистической прозе".
Текст по изданию 1994 года: [ DJVU ]

 

 

Леонид Юзефович (р. 1947)

 

Охота с красным кречетом (1987)

Повесть

В отличие от известных романов Л.Юзефовича о сыщике Путилине эта повесть написана в рамках классической детективной схемы. При этом она не теряет достоинств "серьезной литературы" (очень редкое в детективном жанре сочетание), живо, интересно и психологически убедительно описывая эпизод из относительно недавней отечественной истории.
Текст (книжное издание 1991 года): [ DJVU ]
В приложении первый вариант повести, напечатанной в журнале "Уральский следопыт" (1987, № 3-4) под названием "Контрибуция": [ DOC ]   [ ZIP ]

 

 

Юлия Яковлева

 

Укрощение красного коня (2017)

Роман

Увлекательное и талантливо написанное повествование о ранних тридцатых годах - одном из переломных моментов советской истории. Детективный сюжет играет в нем, конечно, второстепенную роль, но именно здесь он удачно сочетается с живыми и убедительными картинками эпохи (ради которых и стоит прочитать этот роман), позволяя автору естественно организовать их и выстроить в динамичную и логически связную конструкцию.
Текст (по изданию 2017 года): [ PDF ]

 

Сирена (2017)

Рассказ

Еще одна небольшая история о сыщике Зайцеве, уже известном читателям по ранее появившимся романам. Разобраться в одном старом деле ему помогает встреча с ясновидящим.
"…когда Лессинг 'пронзил взглядом' своих карих глаз, опять спросил: 'Вы думаете о нерешенной загадке? Вас она мучает? Вы слышите мой голос? Думайте', - Зайцев честно подумал. 'Меня мучает, что у гражданки Брусиловой был красивый голос'".
Текст из книги Трепет черных крыльев (2017): [ PDF ]

 

 

 

 

хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  english pages ||  антология ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо