КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ: ПОЭТИКА ЖАНРА
хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  english pages ||  антология ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо

Новости сайта

19.02.2017

В разделе Теория литературы/Поэтика сборники "Вопросы теории и психологии творчества" - тома с первого по восьмой (1907-1923); книги: Е.Невзглядовой "Интонационная теория стиха" (2015), Б.Эйхенбаума "Сквозь литературу" (1924), Б.Фохта "Избранное" (2003), В.Велямовича "Психо-физиологические основания эстетики" (1878), Е.Боричевского "О природе эстетического суждения" (1923), В.Виноградова "О художественной прозе" (1930), А.Ветухова "Основные вопросы литературной критики" (1896); статьи Б.Цейтлина "Пронимательная грамматика" (2016), Ф.Батюшкова "Утопия всенародного искусства" (1899), П.Сакулина "К вопросу о построении поэтики" (1923), П.Боборыкина "Источники прекрасного" (1889), Л.Циглера "Об отношении изобразительных искусств к природе" (1910), В.Маркова "О свободе в поэзии" (1961) и "Трактат о трехгласии" (1967).

Свои работы

 

 

Николай Вольский

Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления.
Новосибирск, 1996

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

В книге дано наиболее полное на сегодняшний день, последовательное и философски обоснованное изложение теории детективного жанра.

Из Введения: "...детектив дает читателю редкую возможность воспользоваться своими способностями к диалектическому мышлению, применить на практике (пусть и в искусственных условиях интеллектуальной забавы) ту часть своего духовного потенциала, которую Гегель называет "спекулятивным разумом" и которая, будучи присущей каждому разумному человеку, почти не находит применения в нашей обыденной жизни".

Предупреждение: В книге раскрываются сюжеты некоторых рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.

Н. Вольский

Загадка Агаты Кристи

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

Речь в статье идет об интересной загадке, скрытой в тексте рассказа Агаты Кристи "Мотив против возможности" (1932), и о загадочном поведении писательницы, которая на протяжении сорока с лишним лет не выдавала читателям тайну своего рассказа.

"Рассматриваемый в том виде, в котором мы его читаем, рассказ нельзя отнести к числу тех шедевров, которые создали писательнице репутацию мастера детективных загадок, но его нельзя считать и беспомощной халтурой; он профессионально построен, но неинтересен. И все же в этом рассказе есть нечто, отличающее его от великого множества других детективов, прочитав которые на сон грядущий, вряд ли можно вспомнить их сюжет на следующее утро. Как я постараюсь показать далее, это рассказ с двойным дном. Именно это привлекает к нему внимание".

"...мою статью можно рассматривать как обращенный к любителям детективов призыв поломать голову над этой загадочной историей".

Н. Вольский

Дело о "детективе без берегов"
"Теоретические" споры о детективе и их практические результаты

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

Полемическая статья, в которой рассматривается история детективного жанра и его современное состояние.

"Как это ни парадоксально звучит, но истинной и главной причиной, обусловившей столь печальную судьбу детективного жанра, был необычно высокий уровень художественных достоинств стандартного детектива".

"Конечно, потерпевшие есть. Их много, и они кровно заинтересованы в судьбе детектива, просто они не появлялись на виду, потому что участники дискуссии не вспоминали об их существовании и не интересовались их мнением по поводу обсуждаемой проблемы. Потерпевшие - это мы с вами - любители детективов".

"Настала пора признать распространённое мнение о массовой популярности детективов одним из мифов ХХ века: нет никаких серьёзных доказательств этого принимаемого на веру утверждения".

Николай Вольский

Звуковые повторы у Пушкина

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

Небольшая статья, в которой рассматриваются три конкретных примера использования звуковых повторов в произведениях А.С.Пушкина.

"Как источник примеров, Пушкин - а равно и другие поэты-классики - практически неисчерпаем, и любую теоретическую конструкцию можно подтвердить ссылкой на его опыт.Но можно пойти и другим путем и, обнаружив у Пушкина (рассматриваемого как эталон поэтического мастерства и стихотворной техники) какой-либо эффектный случай введения в текст звуковых повторов, попытаться понять их роль в общей конструкции стихотворения, а следовательно, и механизм их воздействия на читательское восприятие".

Н. Вольский

Доктор Ватсон и проблема идеального читателя

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

"…звания идеального читателя скорее заслуживает десятилетний мальчик, впервые с восхищением и замиранием сердца читающий "Собаку Баскервилей", нежели гроссмейстер детективной игры, съевший на этом деле не одну такую собаку. И дело здесь не столько в излишней проницательности, присущей гроссмейстеру и отсутствующей у мальчика, сколько в различных установках на восприятие текста".

"Когда Ватсон говорит: "Я не считаю себя глупее других…", мне это кажется вполне трезвой оценкой докторских умственных способностей, а вовсе не свидетельством его тупого самодовольства. Как верно замечает И.Шайтанов, доктор Ватсон "не глупее нас с вами". Скорее наоборот".

Николай Вольский

Об одной идее О.М.Брика

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

Статья не об истории отечественного стиховедения (как это может показаться по названию), а об одной фундаментальной идее гениального теоретика, которая заслуживает гораздо большего внимания, нежели ей было уделено филологической наукой за истекшие почти сто лет.

"Обобщая вышеприведенные рассуждения и факты, мы приходим к выводу, что возникновение любого значимого элемента художественной конструкции является функцией нескольких (по крайней мере, двух, по Брику) причинных цепей, наличия каждой из которых достаточно для того, чтобы данный элемент появился в соответствующем локусе произведения. Этот основополагающий эстетический феномен можно было бы назвать избыточной обусловленностью элементов художественного текста, и именно в ее наличии и степени выраженности следует искать принципиальное отличие поэтических (художественных) текстов от текстов прозаических (бытовых, научных и т.п.)".

Н. Вольский, П. Моисеев

Русские предшественники Эдгара По: Чулков, Баратынский, Загоскин

Текст: [ DOC ]  [ ZIP ]

Журнальный текст: [ PDF ]

Хотя, как ныне твердо установлено, Россия не является родиной слонов, но за право называться родиной детектива она вполне может побороться.

"Помимо рыцарских (точнее, "богатырских") повестей, в книгу Чулкова входят и бытовые новеллы и рассказы; самым известным таким рассказом является "Горькая участь", вошедшая в пятую часть "Пересмешника" (1789). Необходимо отметить, что исследователи уже отмечали близость этого рассказа к детективу; С.В.Сапожков назвал ее "первым образцом детективного жанра в отечественной литературе""

Предупреждение: В статье раскрывается загадка новеллы Е.Баратынского "Перстень".

 

 

 

 

 

 

 

хрестоматия ||  дополнительная литература ||  теория литературы / поэтика ||  english pages ||  антология ||  ссылки ||  детектив на www ||  свои работы ||  о проекте ||  об авторе ||  послать письмо